Куда развиваться веб-студии

Так или иначе вопросом "Куда развивать веб-студию" задается рано или поздно любой предприниматель. Кто-то стремится покорять рынки, занимая верхние позиции рейтингов, кто-то держит веб-студию для поддержания штанов. В этом отношении мне очень нравится опыт Николая Адеева из студии ArtSofte, который выращивает проекты внутри студии. 

Идея очень простая: в момент, когда в студии появляются излишние прибыли или простои, использовать свободные мощности для создания своих проектов, а в остальное время заниматься заказными. У этой стратегии существует сразу несколько преимуществ: 

Во-первых, ты учишься за чужие деньги. То есть клиент платит тебе за проект, а ты можешь совершенно бесплатно для себя учиться на них, оттачивать мастерство своих специалистов, а также собственное понимание рынков и новых ниш. 

Во-вторых, ты чувствуешь новые тренды. Так как проектов много, то ты участвуешь сразу во многих вещах, многие из которых трендовые. В какой-то момент можно прокатиться на одном из новых трендов, который, не исключено, ты поймал в одном из заказов. 

В-третьих, студия позволяет просто зарабатывать в отличие от большинства стартапов, которые неизвестно выстрелят или нет. 

В-четвертых, тебе не нужны инвесторские деньги. Это очень здорово, потому что тебе ни с кем не нужно делиться, а самое главное не нужно тратить время на согласование курса развития компании. 

В-пятых, заказная разработка — это растущий рынок и еще очень долго будет таким. Поэтому можно на нем осваивать новые технологии без боязни, что рынок схлопнется. 

В-шестых, очень полезно иметь под рукой разработчиков, которых можно дернуть в любой момент для своего проекта.  

В-седьмых, ты понимаешь внутренние механизмы разработки и можешь срезать очень многие углы при разработке своего проекта. 

Однако, есть и отрицательные моменты в случае, когда ты развиваешь проект внутри веб-студии:

Во-первых, размывание фокуса. Студия. Первый проект. Второй проект. Десятый проект. Ты просто не можешь сесть и посвятить достаточное время одному проекту. Погрузиться в него с головой и сделать на него ставку. Это, пожалуй, самый главный недостаток создания проекта внутри студии.

Во-вторых, ты вынужден отдавать проект наемным менеджерам. Это нужно делать, потому что иначе ты погрузишься в него с головой и не сможешь управлять веб-студией. Менеджер же скорее всего окажется гораздо хуже тебя в управленческих и стратегических вещах, поэтому шансы на успех твоего проекта сильно уменьшаются. 

В-третьих, тяжело слезть с насиженного места. Дело в том, что зарабатывать деньги в веб-студии на растущем рынке очень просто. Клиентов хоть отбавляй и психологически становится очень сложно перестать заниматься разработкой и сосредоточиться на одном проекте. 

В-четвертых, ты никогда не получишь достаточное количество опыта в заказном проекте. В бизнесе существует множество нюансов типа маркетинга, пиара, пивотов, партнерских программ, акций, внешних инвестиций, зарубежных партнеров и многих других вещей, которые ты никогда не пощупаешь в заказных проектах. Стоит четко себе отдавать отчет в том, что как бы глубоко ты ни разрабатывал чужой проект, это все-таки лишь небольшой кусочек работающего бизнеса. 

В-пятых, любая веб-студия это постоянный найм и увольнение сотрудников. Это выматывает, тратит твое время, энергию и силы, которые ты мог бы потратить на более полезные вещи. 

В-шестых, нельзя запустить проект за один день. Любой проект требует достаточное количество внимания и времени. Он должен вызреть, ты должен сделать несколько пивотов до того, как он станет реальным бизнесом. Очень часто, находясь в студии, на это просто нет времени. 

Разные мои друзья предприниматели делали по-разному. Кто-то так и продолжает заниматься веб-студией, другие постепенно конвертировали заказную разработку в разработку собственных проектов. Кто-то резко выпрыгнул из заказной разработки, осознав, что это в некоторой степени "работа на дядю" и пора заниматься "своим делом". 

Так или иначе, создание своего проекта является очень хорошим следующим шагом для любой веб-студии или заказного разработчика. Это другой уровень развития и высший пилотаж. Это то, куда должен стремиться основатель веб-студии. Если он говорит, что не хочет создать свой бизнес, который будет способен масштабироваться без прямого увеличения количества голов, то просто лукавит. 

P.S. На картинке компании, которые вышли из инкубатора Plug and Play и которые стоят от 20 миллионов до нескольких миллиардов долларов. Едва ли можно заработать столько денег на веб-студии ;)



Автор:

Александр Процюк
Александр Процюк

Сооснователь CaboHub — Хаб для программистов и предпринимателей в Мексике

Сооснователь FRISCO — Первый русский Инкубатор в Кремниевой Долине

Сооснователь кэшбэк-сервиса CloverR

Основатель Zavod It-стартапов


Другие посты


Комментарии

    комментарии:
    комментарии:

Страница Facebook

Группа ВК

Теги

Оставайтесь на связи

Пишите в Facebook или  Контакты